Изучение человеческого опыта

Нлп – это исследование человеческого мастерства. Оно обеспечивает доступ к системе знания о том, как человеческие существа осмысляют свой опыт и взаимодействуют друг с другом. Оно начиналось как исследование талантов и гениальности для последующего моделирования.

Научные корни НЛП лежат и в теории систем, и в принципах системного мышления. Именно использованием системных принципов объясняется разработка в НЛП таких тем, как множественное описание (базовая модель — трехпозиционное описание, работа Д. Гриндера и Д. Делозье), развитие моделей Т.О.Т.Е., S.C.O.R.E., S.O.A.R. — «кубика-рубика» НЛП (работы. Р. Дилтса), которые используются в современном НЛП для многомерного описания опыта, понимания структуры различных техник и технологий, выстраивания стратегий изменения.

Кроме того, к научным основам НЛП можно отнести разработки поведенческой психологии, основателем которой является русский академик А. П. Павлов, и особенно изучение условной рефлекторной деятельности. Исследователи НЛП сфокусировали свое внимание не на механизме, а на различии условных и безусловных рефлексов и на изучении внешних стимулов (триггеров), которые запускают данный конкретный рефлекс. В НЛП эта тема называется «Якорение». Также были использованы некоторые модели, разработанные поведенческими психологами. Так, Т.О.Т.Е. (Карл Прибрам и др.) aдаптирован в НЛП в качестве способа описания поведенческих и мыслительных стратегий. Основатели НЛП пошли дальше поведенческих психологов, сравнивавших наш внутренний опыт с «черным ящиком»; они продвинули изучение человеческого опыта и понимание того, что находится на «входе» (поступающая к нам из внешнего мира информация) и как это связано с «выходом» (как обработанная информация реализуется во внешнем поведении, коммуникации). Исследователи НЛП попытались заглянуть внутрь этого «черного ящика» и обнаружили мельчайшие составляющие человеческого опыта — субмодальности, позволяющие на микроуровне описывать его структуру. Теория субмодальностей позволила описать разницу в состояниях и предложить пути успешного поддержания нужных состояний и их изменения. На этой основе было предложено микроописание субъективного опыта и объяснены многие феномены и эффекты восприятия

Но НЛП – это нечто большее, чем конкретные техники: это также система знаний и определенный взгляд на веще, то есть установка. Нлп основано на реальном поведении и мышлении людей, а не на теориях, объясняющих, почему они делают то, что они делают. И поэтому средства НЛП имеют корни в Реальности: эти средства базируются на том, что «работает», поэтому они передают вам эффективные навыки. С самого начала Нлп включало в себя действие: межличностное и внутри человека.

Один из ведущих принципов НЛП состоит в том, что «реальность» не есть нечто внешнее – индивид актуально, активно, личностно конструирует свою реальность в собственной психике, формируя ее в соответствии со своим процессом переработки опыта.[4]

Статьи по теме:

Теоретические вопросы психодиагностики Интеллекта
Оценка психофизиологического потенциала личности имеет не только научное, но и важнейшее практическое значение. При этом особое значение в такого рода исследованиях приобретают интеллектуальные аспекты, уровень развития таких качеств как ...

Соотношение понятий «обучение» и «развитие»
Развитие ребенка, человека как личности, происходит в общем контексте его жизни (С.Л. Рубинштейн). Б.Г. Ананьев определяет жизненный путь человека как историю «формирования и развития личности в определенном обществе, современника определ ...

Кросс-культурные исследования невербального поведения
Если бы вы собирались отправиться в другую страну, встречать гостей из-за рубежа или просто хотели бы изучить иностранный язык, что вы могли бы предпринять? Одна из вещей, о которых вы, вероятно, подумаете - это пойти в книжный магазин, н ...