Общение в подростковом возрасте

Материалы » Общение в подростковом возрасте

Потребность в общении является внутренней основой личных взаимоотношений между людьми. Эта основная социальная потребность возникает и ясно проявляется уже на самых ранних этапах человеческой жизни. Почвой для ее развития, как отмечал Л.С. Выготский, является то, что любая потребность младенца становится потребностью в другом человеке.

Постепенно потребность в общении заставляет ребенка искать эмоциональный контакт не только со взрослыми, но и со сверстниками, с другими детьми. [8; с. 139–142.]

Новый этап развития потребности в общении, а значит и самих взаимоотношений, начинается с поступления ребенка в школу и активно продолжается на протяжении всего школьного процесса обучения, в который входит подростковый возраст. В систему общения подростка входит ансамбль из двух основных социально-психологических подсистем: подсистема «взрослый-подросток» (родители, педагоги), к которой «пристраивается» подсистема «подросток-ровестник» (братья и сестры, сверстники, одноклассники, группа общения). [7; с. 18–22.] В этой единой системе происходит процесс становления личности подростка и в частности развитие его потребностей и мотивов.

В деятельность социального педагога как раз и входит изучение подростка, создание условий для его самореализации, саморазвития; организация активной и творческой жизнедеятельности подростков; обеспечение комфортного самочувствия подростка, принятия его коллективом сверстников; помощь учителям и родителям в организации общения с подростком и, в случае необходимости, коррекции его развития. [3; с. 36] Это является особенно актуальным в условиях современного общества, когда происходит нарушение процесса общения и взаимодействия в семье, школе (между педагогом и подростком, в классном коллективе и т.д.), социальной среде в целом.

Статьи по теме:

Понятие сенсорной системы
Сенсорной системой (анализатором, по И. П. Павлову) называют часть нервной системы, состоящую из воспринимающих элементов — сенсорных рецепторов, получающих стимулы из внешней или внутренней среды, нервных путей, передающих информацию от ...

Методы НЛП
Воздействие на себя или на другого человека происходит только через его систему восприятия, называемую в НЛП репрезентативной системой. Восприятие ситуации с 4 позиций с точки зрения себя с точки зрения своего собеседника с точки зрен ...

Реактивные состояния у детей и подростков с различными формами умственной отсталости
Будучи аффективно неустойчивыми, возбудимыми, утомляемыми и истощаемыми, а также обладая целым рядом особенностей в мышлении и деятельности, дети с астенической формой умственной отсталости сравнительно легко дают психогенные реакции. В р ...