Ознакомление с системой фонем русского языка показывает, что звуки одной группы создают базу для появления в речи ребенка других, более сложных по артикуляции звуков. Рассмотрим это на примере переднеязычных щелевых звуков с, з, ш, ж. Для правильного произнесения этих звуков должна быть сформирована длительная, направленная воздушная струя, идущая посередине языка в щель, образованную между передней частью спинки языка и альвеолами. Дети не сразу овладевают этими звуками. Отдельные навыки у них вырабатываются при овладении звуками ф и в, которые также относятся к щелевым. При произнесении ф и в образуется легко видимая щель между нижней губой и верхними резцами, в которую выходит воздушная струя. Эти звуки более легки для произношения. Однако у детей трех лет артикуляция звуков ф и в часто бывает неточной. При их произнесении углы нижней губы неплотно примыкают к верхним резцам и струя воздуха вместо узкой, идущей в щель, бывает рассеянной, иногда часть воздуха уходит в щеки. Формируя у ребенка направленную воздушную струю, идущую посередине языка и отрабатывая ясное произношение звуков ф, в сначала изолированно, затем в словах и фразах, мы организуем речевой выдох, вырабатываем плавную длительную воздушную струю, необходимую также и для щелевых звуков с, з, ш, ж. Свежая информация Программы лечения бесплодия здесь.
С другой стороны, навыки артикуляции тех же щелевых переднеязычных звуков с, з, ш, ж вырабатываются на более простых переднеязычных звуках т, д, н, и, э. При звуках т, д, н язык поднимается за верхние зубы, как и при звуках ш, ж. Положение языка при артикуляции гласных и, э подобно положению языка при артикуляции с, з. Дети трехчетырех лет часто произносят звуки т, д, н при межзубном положении кончика языка (или кончик языка упирается в узкую щель между передними резцами, а не поднимается за верхние зубы). А при произнесении звуков и, э кончик языка отходит назад, вместо того чтобы касаться нижних резцов. Добиваясь подъема языка за верхние зубы при звуках т, д, н и правильного положения языка за нижними зубами при звуках и, э, а также ясного произношения изолированных звуков т, д, н, и, э, мы подготавливаем органы артикуляционного аппарата для правильного произношения других, более сложных переднеязычных звуков с, з, ш, ж. Уточняя же их произношение в словах и фразах, мы не только формируем произносительные навыки, но и вырабатываем у ребенка ориентировку в звуковой стороне языка.
Таким образом, добиваясь четкого произношения гласных и наиболее простых по артикуляции согласных, у детей создают базу для появления звуков, более сложных по артикуляции. Поэтому и в основу работы по формированию звукопроизношения должна быть положена последовательная, поэтапная работа над всеми звуками родного языка, начиная с самых простых в артикуляционном отношении и кончая самыми сложными, т. е. должно идти постепенное усвоение детьми фонематической системы языка.
Хотя к трем-четырем годам у ребенка артикуляционная база почти всех звуков сформирована, тем не менее работа над ними продолжается в плане осознания звуковой стороны языка. Такая работа не только завершает формирование правильного звукопроизношения, но и воспитывает умение выделять отдельные звуки из слова, способствуя тем самым развитию фонематического слуха и звукового анализа слов. Все это дает ребенку возможность познать языковую действительность.
Таким образом, проводя систематические, последовательные занятия по отработке всех звуков, а также по дифференциации часто смешиваемых звуков одновременно осуществляется большая работа по подготовке детей к обучению грамоте, направляется их внимание на звуковую сторону языка, на отрабатываемые звуки, воспитывается активность фонематического восприятия. Кроме того, эти занятия вырабатывают кинестетические ощущения - (ощущения движения и положения органов артикуляционного аппарата), помогая детям овладеть правильной артикуляцией звуков.
Статьи по теме:
Мышление как понятие в психологии
В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения, именно это понятие трактуется как мышление. Мышление
– процесс отражения в сознании человека реальной действитель ...
Проявление истероидного характера
Этот тип органической психопатии более характерен для подростков женского пола. Наиболее ярким его проявлением бывает склонность к частым и бурным аффективным реакциям с криками, плачем, рыданиями вплоть до типичных истерических припадков ...
Описание разновидностей нарушения сознания.
Понятие сознания в психиатрии не совпадает с его философским и психологическим содержанием. Оно является скорее "рабочим". Ведущий современный психиатр А. В. Снежневский говорит, что "если подходить к сознанию в философском ...
Актуально о психологии