Описанием стадий развития групп занимались целый ряд исследователей, и из этих описаний явствует, что, несмотря на специфичность содержания деятельности отдельных групп, которое значительно различается, направление и процесс развития очень похожи. Другими словами, несмотря на природу группы и теоретическую ориентацию ведущего, имеются некоторые общие тенденции, которые становятся очевидными в большинстве групп.
Кори [146] провел анализ взглядов на групповую динамику в СПТ у разных авторов. Количество выделяемых стадий развития отношений в группе у разных авторов различается, но общая логика групповой динамики сходна в большинстве случаев.
Газда замечает, что стадии, которые проходит группа целенаправленной деятельностью, яснее всего заметны в закрытых группах. Таких группах, которые поддерживают постоянное членство за все время существования группы.
Шутц (1973) сообщает о трех стадиях:
1. Включение
2. Контроль
3. Эмоциональная связь.
Малер (1969) в деталях описывает пять стадий:
1. Формирование
2. Включенность
3. Переходный период
4. Рабочая стадия
5. Заключительная стадия.
Четыре стадии, которые выделил Газда похожи на стадии Малера:
1. Разведочная
2. Переходная
3. Деятельная
4. Заключительная.
В описании процесса базовых групп встреч, К. Роджерс в 1970 году идентифицирует 15 стадий, которые могут быть классифицированы по 4-5 стадиям, схожим с вышеперечисленными.
Шапиро (1978) описывает 4 общих фазы:
1. Подготовка
2. Усвоение основных правил
3. Терапевтическое вмешательство
4. Заключительная фаза.
Внутри этой схемы он указывает 37 стадий, которые характерны для оптимально функционирующей закрытой группы, руководимой компетентным ведущим. Он замечает, однако, что его схема является идеальной моделью и, что не все группы оканчивают эти стадии с успехом. Он также подчеркивает, что успешное завершение каждой стадии является своего рода предпосылкой для стадии, которая затем последует.
Последователи Адлера говорят о четырех стадиях:
1. Установление терапевтических взаимоотношений, основанных на доверии
2. Интерпретация динамики
3. Развитие интуитивного понимания
4. Переориентация
К. Левин также уделяет большое внимание анализу 4 фаз в развитии динамики групп:
1. Фаза параллельных взаимоотношений
2. Фаза включения
3. Фаза взаимности
4. Заключительная фаза
Хансен, Уорнер и Смит (1980) пишут о пяти стадиях:
1. Учреждение группы
2. Конфликт и конфронтация
3. Развитие сплоченности
4. Результативность
5. Окончание
И. Ялом (1975) выделяет три стадии:
Инициальная стадия характеризуется конфликтом, несмелым участием и поисками смысла;
Вторая стадия характеризуется конфликтом, доминированием и противодействием;
Третья- это стадия согласия, она характеризуется увеличением морального воздействия, доверием и самораскрытием.
В логике построения последовательности стадий развития группы можно выделить основные общие положения, разделяемые большинством авторов. Все авторы констатируют возрастание взаимопонимания участников по мере прохождения СПТ, стремления к активной совместной деятельности, но при этом, большинство авторов выделяют стадию конфронтации или разочарования, которая является следствием фрустраций участников по поводу тех или иных обстоятельств группового взаимодействия.
Можно выделить четыре стадии, которые выделяются большинством авторов в сохраняющейся последовательности.
Первая стадия является фазой ориентации, фазой разведки во время первоначальных встреч.
Вторая стадия – переходная. Она характеризуется тем, что в этот период имеет место конфликт, защитная реакция и сопротивление.
Третья стадия может быть названа рабочей стадией и характеризуется сплоченностью, необходимой для продуктивного функционирования группы.
Четвертая стадия - это стадия консолидации и она относиться к конечным фазам деятельности группы. Здесь основное внимание обращено на консолидацию и использование того, что было получено в группе, в жизни каждого члена группы [146].
Статьи по теме:
Причины, критерии и виды девиантного поведения
В изучении причин отклоняющегося поведения существует три вида теорий: теории физических типов, психоаналитические теории и социологические, или культурные, теории. Остановимся на каждой из них. 1. Основная предпосылка всех теорий физичес ...
Реактивные состояния у детей и подростков с различными формами умственной
отсталости
Будучи аффективно неустойчивыми, возбудимыми, утомляемыми и истощаемыми, а также обладая целым рядом особенностей в мышлении и деятельности, дети с астенической формой умственной отсталости сравнительно легко дают психогенные реакции. В р ...
Теория Герцберга
Потребности делятся на гигиенические факторы и мотивации.
Наличие гигиенических факторов всего лишь не дает развиться неудовлетворению работой.
Мотивации, которые примерно соответствуют потребностям высших уровней у Маслоу и Мак-Клеллан ...
Актуально о психологии