Заключение

В данном исследовании была попытка изучить особенности "Я-концепции" одиноких пожилых людей. Цель работы была достигнута посредством реализации задач исследования.

В теоретической части исследования был представлен анализ проблемы одиночества, описано влияние одиночества на ход личностного развития в пожилом возрасте, рассмотрены особенности развития личности, характерные для пожилых людей. В процессе теоретического изучения проблемы одиночества было установлено, что одиночество является социальным феноменом, свойственным различным слоям населения. В рассмотренных теоретических подходах к понятию "одиночество" подтверждается тот факт, что одиночество является сугубо индивидуальным, психологическим переживанием, которое не может быть идентифицировано с фактической изоляцией (одиноким проживанием), и, как и все сложные чувства, обусловлено взаимодействием личной предрасположенности и ситуативных факторов. Рассмотрев влияние одиночества на ход и результаты личностного развития в пожилом возрасте, причины его возникновения, мы пришли к выводу, что в пожилом возрасте одиночество является социальной проблемой, может привести к эмоционально-волевым расстройствам личности, изменить самовосприятие пожилого человека, понижая его самооценку. Одиночество в старости связано не только с особенностями общения, но и со свойствами личности и наиболее существенным является не одинокое проживание, а социально-психологические аспекты, приводящие к одиночеству. Наиболее подробно мы рассмотрели особенности личностного развития в пожилом возрасте. Изучая материал по данному вопросу, отметили, что в литературе содержатся противоречивые сведения об изменениях и постоянстве личности пожилого человека. Все же, мы можем сделать вывод о том, что развитие личности в пожилом возрасте продолжается, и определяется различными видами изменений, как негативного, так и позитивного характера. Главным особенностью пожилого возраста является мудрость, которая поднимает пожилого человека на новую ступень развития, позволяет сохранить целостность "Я". Процесс личностного развития носит индивидуальный характер и обусловлен выбором стратегии адаптации к старости. Выбирая конструктивную модель развития, пожилой человек способен прогрессивно развиваться как личность. На успешность развития в поздние годы влияют внешние и внутренние факторы, способность к рефлексии, сохранение свое позиции субъекта жизни, способность противостоять негативным стереотипам. Срочный выкуп загородной недвижимости терраса Срочный выкуп.

В практической части работы были реализованы следующие этапы: проведение различных методик для изучения склонности пожилых людей к одиночеству, а также различных аспектов "Я-концепции" одиноких пожилых людей, провели анализ результатов и их обощение. Изучение склонности пожилых людей к одиночеству показало, что одиночество не является обязательным спутником старения, большинство пожилых людей не испытывают данного чувства, не смотря на одинокий образ жизни. Изучение различных аспектов "Я-концепции" показало, что для пожилых людей характерно снижение социальной заинтересованности, невысокая степень дифференцированности "Я", стирание индивидуальных черт, а также хорошо организованная идентичность. Изучение базовой составляющей "Я-концепции" - самооценки личности одиноких пожилых людей показало, что пожилые люди имеют адекватно высокий уровень самооценки и притязаний по ряду параметров по ряду параметров, имеют организованную, целостную систему представлений о самих себе. Изучив особенности "Я-концепции" одиноких пожилых людей можно сделать вывод о том, что знание и учет данных особенностей поможет воспринять и понять мир одинокого пожилого человека, будет способствовать формированию благоприятного образа старости, даст возможность выбрать оптимальные технологии социальной помощи.

Статьи по теме:

Общая характеристика необихевиористской ориентации в зарубежной социальной психологии
Основной проблемой бихевиористской ориентации традиционно является научение (learning). Именно через научение приобретается весь репертуар наблюдаемого поведения, за пределы которого исследователи обычно не выходят. В рамках бихевиоризма ...

Основные методы исследования готовности детей к школьному обучению
Определение понятия «готовность ребенка к школе» Поступление ребенка в школу - чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и для его родителей. Ведь с поступлением в школу наступает совершенно новый этап жизни ребенка. И ...

Истерический невроз
Детям страдающим предневрозом характерно игнорирование понятий «надо» и «нельзя», «стыдно». Дети с этим предневрозом несамостоятельны и напоминают короля, который и раздеться не способен без слуг. Зато притя­зания их чрезмерно высоки. Ма ...