Причины алкоголизма и его социальные и психологические последствия

Материалы » Основы психосоциальной работы » Причины алкоголизма и его социальные и психологические последствия

Страница 2

Еще одним врожденным фактором, повышающим риск возникновения алкоголизма, является сверхчувствительная нервная система. Отмечалось, что многие дети алкоголиков имеют повышенную чувствительность к боли, звукам, свету и другим раздражителям. Впоследствии у таких детей может развиться влечение к алкоголю как средству притупить слишком сильные ощущения.

Как мы видим, целый комплекс биохимических и невротических изменений создает у потомства алкоголиков врожденную предрасположенность к алкоголизму. Однако, подобно ряду других генетически обусловленных заболеваний (сердечнососудистые заболевания, диабет), алкоголизм может проявиться или не проявиться в активной форме в зависимости от внешних условий, то есть в данном случае от того, будет ли человек употреблять спиртное. Напомним, кстати, что нередко алкоголизм возникает и без всякой наследственной предрасположенности.

Американские ученые выявили ряд обстоятельств, наиболее часто приводящих к алкоголизму:

— случаи алкоголизма среди - близких родственников (родители, старшие братья и сестры, бабушки, дедушки, тетки, дяди);

— неблагополучные или неполные

семьи, где родители разведены, не живут вместе или часто ссорятся;

— случаи депрессивных состояний в семье (причем депрессия чаще встречается у женщин, а алкоголизм — у мужчин);

— курение в семье;

— национальные и местные традиции, поощряющие застолье.

Итак, правильное семейное воспитание играет первоочередную роль в предупреждении алкоголизма у подростков и молодежи. Как же следует поступать родителям, чтобы уберечь подрастающих детей от такого зла, как пьянство?

Во-первых, с самого раннего детства откровенно отвечайте на все вопросы ваших детей, в том числе и на вопросы о пьянстве, пьяных, спиртных напитках. Сообщайте только достоверные факты. Если вы будете говорить полуправду, ваш ребенок, в конце концов, узнает об этом и потеряет доверие к вам.

Следите за тем, чтобы содержание и форма ваших разговоров соответствовали возрасту ребенка: дети быстро теряют интерес к тому, что непонятно. Например, трехлетний ребенок, увидев пьяного, может попросить у вас объяснений. Скажите ему, что этот человек так себя ведет, потому что пил вино. Семилетнему ребенку можно объяснить, что в вине содержится алкоголь — яд, который действует на мозг, и поэтому пьяный человек не контролирует свои поступки. Подросток захочет узнать об алкоголе еще больше. Пусть он запомнит, что алкоголь — сильный наркотик, который быстро всасывается в кровь и поступает непосредственно в мозг. Вследствие алкогольного отравления мозга притупляется восприятие, замедляется реакция, угасает мыслительная деятельность. У людей, потребляющих алкоголь, развивается привыкание к нему — алкоголизм. Это болезнь, с трудом поддающаяся лечению, причем чем раньше начато лечение, тем больше надежды на успех. Все эти факты каждому человеку следует твердо усвоить с детства.

Остерегайтесь прочно укоренившихся ошибочных сведений об алкоголе (и хотя с большинством вас ознакомил академик Ф.Г. Углов, имеет смысл повторить наиболее важные из них. — Прим. ред.) .

Злоупотребление алкоголем может привести к атрофии половой функции и импотенции.

Алкоголь подавляет центральную нервную систему. При его приеме в больших дозах могут быть поражены обширные участки коры головного мозга, в том числе из них, которые отвечают за дыхательную и сердечную деятельность. Это может вызвать внезапную остановку сердца и смерть.

Безусловно, искреннее желание бросить пить — необходимое условие излечения от алкоголизма. Но, к сожалению, одного его недостаточно. Не следует забывать, что алкоголизм — это заболевание и требует квалифицированной медицинской помощи. Чем раньше больной обратится к врачу-наркологу, тем больше надежды на его излечение.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Задачи юридической психологии
Задачи, которые призвана решать юридическая психология, опосредованы многообразием и сложностью теоретических и практических проблем, которые входят в сферу деятельности работников юриспруденции. К основным задачам юридической психологии ...

Профессиональная ответственность в контексте психологии отношений
В расширенной философско-психологической трактовке понятие ответственности характеризует отношение личности к обществу, в котором реализуются предъявляемые к ней требования в той мере, в какой это соответствует ее долгу. Если долг личност ...

Эмпирические методы исследования детской психики: естественный и формирующий эксперимент в детской психологии
Эксперимент (от лат. "проба, опыт") - ведущий метод научного познания, в том числе и психологических исследований. Направлен на выявление причинно-следственных зависимостей. Характеризуется созданием оптимальных условий для изуч ...