Конфликтный ребенок, как и агрессивный, в большинстве случаев имеет низкий социометрический статус. У него завышена или занижена самооценка, высокий уровень тревожности. Все это очень сильно деформирует личность.
Еще одно негативное эмоциональное состояние – страх
.
Следует отличать нормативные проявления страха у детей от страха как свидетельство эмоционального неблагополучия. Страхи детей, кроме боязней громких звуков и падения, не являются враждебными. Но на протяжении дошкольного детства у них может развиться множество страхов. Некоторые возникают в ответ на реальные обстоятельства. В других случаях виноваты взрослые, которые пугают детей всевозможным наказанием.
Страх – одно из наиболее характерных чувств ребенка. Появление страха предупреждает ребенка о грозящей ему опасности, то есть, выполняет защитную функцию.
В каждом возрасте наблюдаются «нормативные» страхи, которые появляются постепенно, как результат развития интеллектуальной сферы, воображения и т.д.
А.И. Захаров предлагает возрастные нормы страхов и их распределения по полу и годам. Из 29 страхов у детей наблюдаются от 6 до 12 страхов. Коснемся некоторых возрастных норм и особенностей страхов. (по А.И. Захарову):
- Младший дошкольный возраст – страхи сказочных персонажей, уколов, боли, крови, высоты, неожиданных звуков; типичные страхи: одиночество, темноты, замкнутого пространства.
- Старший дошкольный возраст – страх смерти, страх смерти родителей, страхи животных, страхи сказочных персонажей, страх глубины, страх страшных снов, страх огня, страх пожара, страх нападения, страх войны.
Тревога
– это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка, для которой характерно состояние беспокойства в предчувствии реальной или воображаемой опасности. Наиболее часто тревога проявляется в ожидании какого-либо события, которое трудно предугадать и которое может угрожать неприятными последствиями.
Психологи выделяют ряд характерных особенностей тревожных детей:
- частые проявления беспокойства и тревоги, большое количество страхов, возникающих в тех ситуациях, когда ребенку ничего не грозит;
- особая впечатлительность, мнительность, чувствительность к неудачам и острая реакция на них;
- низкая самооценка, а в результате ожидание неблагополучия со стороны окружающих;
- склонность к вредным привычкам невротического характера (грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы).
Причинами детской тревожности могут быть: неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью; завышенные требования, с которыми ребенок не может справиться; чрезмерная опека матери, так называемые «симбиотические отношения» ребенка с матерью; авторитарный стиль взаимодействия воспитателя детского сада с детьми; непоследовательность требований, предъявляемых ребенку взрослым.
Эти негативные эмоциональные состояния очень сильно деформируют личность ребенка. Выделены причины их возникновения, а также ситуации, в которых они возникают.
Педагогов и родителей чаще беспокоит появление агрессивности и конфликтности у детей. Поступает большое количество запросов по работе с этими детьми, и потому появляется необходимость в сознании программы, с целью коррекции агрессивности, конфликтности, ослабления негативных эмоциональных состояний.
Статьи по теме:
Особенности представлений о товарах, рекламируемых с помощью различных
методов воздействия, у людей с разным уровнем внушаемости
В настоящие время, живя в современном индустриальном обществе, человек потребляет огромное количество информации. Большая часть этой информации поступает с экрана телевизора во многом благодаря рекламе. Рекламисты используют различные спо ...
Основные виды внутриличностного конфликта
В большинстве теоретических концепций представлен один или несколько видов внутриличностных конфликтов. В психоанализе центральное место занимают конфликты между потребностями личности, а также между потребностями и социальными нормами. В ...
Классификация методов возрастной психодиагностики
Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям. Вот некоторые наиболее распространенные классификации методов психодиагностики.
1. Классификации методов по Й.Шванцаре
Й.Шванцара объединяет психодиагностические мето ...
Актуально о психологии