Характеристика курса психологии как учебной дисциплины

Материалы » Основы психологии » Характеристика курса психологии как учебной дисциплины

Страница 1

Психологию как отдельную учебную дисциплину впервые стали преподавать в конце XIX века в США. Исторически этот момент совпал с разделением психологии на ряд областей под влиянием теории эволюции Дарвина. Выделились: сравнительная психология, зоопсихология, клиническая психология и детская психология. Две отрасли были прикладными - клиническая и детская. Педагоги первыми среди психологов осознали то важное значение, которое имеет для практики психология. Поэтому, детская психология стала преподаваться первой в педвузах.

Начиная с XX века психология становится обязательной учебной дисциплиной в вузах педагогического профиля.

Как учебная дисциплина психология в настоящее время стала одной из наиболее важных и популярных при подготовке специалистов разного профиля.

Психологию преподают тем специалистам, которые по роду деятельности сталкиваются с человеческим фактором.

В центре гуманитарного познания находится личность и S-S отношения. А в центре естественно-научного познания находится вещь и S-O отношения. Познание вещи и познание личности различны. Вещь можно познать точно. Личность нельзя познать до конца. Описание личности требует не точности, а глубины проникновения. А это достигается в диалоге.

В процессе обучения психологии происходит усвоение психологических знаний и одновременно поворот этих знаний на самого себя. В этом особенность психологии как учебной дисциплины. Цель обучения психологии – овладение теоретическими и практическими знаниями и методами построения взаимодействия и общения с людьми в различных условиях их жизнедеятельности.

Особенность психологического сознания в единстве знания и деятельности. Поэтому только теоретическое познание вне освоения способов конструирования ситуации поведения и действия не дают профессиональных психологических знаний. Поэтому обучение психологии связано с познанием и личностным преобразованием.

Психологическое знание можно представить в виде обобщенной структуры в которую входит:

· система понятий;

· функции психологических явлений;

· механизмы психологических явлений;

· виды психологических явлений;

· закономерности психологических явлений;

· индивидуальные, возрастные, половые особенности;

· закономерности развития и формирования;

· нарушения;

· психологические теории;

· методы изучения.

Понимание структуры психологического знания помогает уяснить ценность, целостность психологической реальности с многообразными типами отношений.

Предметом курса явл методы, формы и средства обучения пс-гии их специфика и особенность. Цель курса повышение качества обучения пс-гии Задачи МП -- рассмотреть псих. условия эффективности учебной деятельности студента, раскрыть псих механизмы усвоения ЗУН, выполнять ту профессиональную деятельность, к которой он готовится. Цели преподавания психологии:--развитие мировоззрения людей(понимание собственной жизни и своей самоценности ),--принятие общественных ценностей, --понимание др людей и окр мира и умение выстраивать с ними гуманные отношения, -- повышение уровня психологич культуры. Таким образом, общей целью изучения психологии является формирование у учащихся (студентов) умения психологически мыслить, применяя свои психологические знания для научного объяснения фактов и явлений психики, а также для преобразования психики человека в интересах развития его личности Где ведется преподавание пс-гии : в ВУЗах, шк, колледжи, в люб организации (тренинги лекции, раб с родит и воспит, семинары), в женск консульт, детск комнаты милиц, в молодежных коллективах.Методы: методы активного обучения -приемы и методы активизирующие мыслит-ю деятельность уч-гося : это 1. Программированного обучения (основа-теория Скинера –стимул,реакция, подкрепление):учебная инф-ция разбитая на фрагменты вводилась в сознание с немедленным подкреплением (вопросы).—«машинные методы»Забывание практически исключено. Контроль прост и информативен Недостаток-мышление не развивается , принцип угадывания. 2. Метод проблемного обучения не дает готового знания , а ставит уч-гося в ситуацию задачи(условия даны а ответ -нет) , решение которой требует работы мышления, без предъявления готового ответа. Используются противоречия реальной жизни, высказывания разных авторов. 3. Методы интерактивного обучения основаны на взаимодействии уч-ся и уч-ля , которые обсуждая вопросы спорят и соглашаются между собой, стимулируя и активизирую др друга. У уч-ля важно присутствие личностного отношения к проблеме, однако он должен иметь аргументированную научную т з.,ее он высказывает в порядке извлечения выводов.Преподаватель на равных. Создается обстановка продуктивной творческой деятельности. К интерактив методам относят :Эвристическая беседа—на основе сократических вопросов, Метод дискуссии—свободное обсуждение теор вопросов, Метод мозговой атаки—интенсивные высказывания на сложную проблему приходящих в голову идей,догадок, предположений.Ни чего не критикуется В пс-гии применяется редко , чаще в соц-гии, управлении Метод круглого стола обсуждение проблемы с противоположными мнениями с целью найти точки соприкасновения.Метод деловой игры здесь сильна зависимость уч-ков др от др.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Ситуации взаимодействия и их стили
В психологии управления существует много классификаций ситуаций взаимодействия. Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному «подает» себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие ...

Свойства и виды эмоций
Эмоции и чувства различаются в зависимости от их качества (положительные и отрицательные), глубины, интенсивности и продолжительности, влияния на деятельность. В качественном своеобразии эмоций и чувств выражается отношение человека к яв ...

Социальные и культурные предпосылки застенчивости.
Есть два пути изменения нежелательного поведения: изменение его последствий или же изменение его причин: модификации поведения; Одно предусматривает излечение от страдания, другое позволяет обезопасить себя от страданий. Отдельных индивид ...