Способности и наследственность. Проявление способностей находится в прямой зависимости от конкрентых приемов (методики) формирования соответствующих знаний и умений, которые исторически вырабатывались людьми. Современные методы в истории развития способностей – формирующая среда, побуждающие задачи – возникновение интереса, тесно связаны с пробуждением способностей. Становление и развитие способностей, по-видимому, связано с прохождением ребенка через различные сензитивные периоды с возможным научением в эти периоды по типу «запечатления». У особо одаренных детей возможна синхронизация нескольких сензитивных периодов, обычно сменяющих друг друга. Тогда возможности развития их способностей многократно увеличиваются.
Неотъемлемый компонент способностей - повышенная мотивация. Она обеспечивает интенсивную и в то же время «естественно» организующуюся деятельности, необходимую для развития способностей.
Любые задатки должны пройти большой путь развития прежде чем превратится в С. Выделяются несколько необходимых взаимосвязанных условий: 1) созревание необходимых органических структур и их ф-циональная дифференциация. 2) в развитии С можно выделить несколько этапов (повышенная чувствит-ть к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деят-ти – сензитивные периоды). Эти периоды особой готовности к овладению специальными видами деят-ти рано или поздно заканчиваются. Если ф-ция не получила благопр развития, то в последствии ее развитие оказывается затруднено, а то и невозможно. 3) особ-ти семейного воспитания (много факторов + создание родителями зоны оптимальной трудности). 4) яркие эмоц переживания 5) неотъемлемый компонент С повышенная мотивация, она обеспечивает интенсивную и «естественно» организующуюся деят-ть, необходимую для развития С. Неблагопр условия: обедненная среда (нехватка впечатлений), плохие условия воспитания (психич травмы), неправильное обращение с мотивацией (излишнее принуждение).
Классиф-ция уровней развития С: С, одаренность, талант, гениальность. Основанием для развития С являются задатки. Одаренность: это сочетание различных высокоразвитых С, кот обеспечивает чел возможность успешного выполнения какой-либо деят-ти (именно возможность, потому что от чел требуется еще и овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками).
Талант: это высокий уровень развития специальных С (музыкальных, литературных). Талант проявляется и развивается в деят-ти. Деят-ть талантливого чел хар-ся новизной, оригинальностью подхода (творчество). Пробуждение таланта, как и С общественно обусловлено. Талант – это опред сочетание С, их совокуп-ть. Отдельная изолированная С, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом (необходимы и гибкость ума, богатая фантазия, сильная воля, чтобы добиться рез).
Гениальность: это высший уровень развития С. О гениальности говорят, когда творческие достижения чел составляют целую эпоху в жизни общ-ва, в развитии культуры. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деят-ти. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то С проявляются ярче.
Способности и одаренность. Проблема диагностики и развития способностей.
Одаренность понимают по-разному. Существует по крайней мере пять дефиниций каждая из которых выделяет различные составляющие одаренности как комплексного феномена, являющегося объектом изучения психофизиологии, дифференциальной и социальной психологии. Одаренность можно понимать как 1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность деятельности 2) общие способности (в отличие от специфических) обусловливающие широту возможностей человека, З) умственный потенциал - интеллект предполагающий широту обобщения логичность (а не способность к искусствам). 4) совокупность задатков, природных данных, обеспечивающих начальный высокий уровень в какой -либо деятельности (наличие врожденных предпосылок) 5) Талантливость (условия для успехов самого высокого уровня). Одаренность показывает, благодаря каким начальным‚ структурным условиям вожможно достижение высокого результата. Своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности называется одаренность. Одаренность - высшее проявление всех степеней человека: интеллектуальных, творческих, личностных. Одаренность предполагает высшую степень духовности. Если рассматривать некую иерархию проявлений одаренности, то она будет состоять из следующих уровней: 1) задатки как природная основа способностей; 2)способности; 3) талант - высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных. О наличии таланта, прежде всего, судят по результатам деятельности человека, которая отличается принципиальной новизной и оригинальностью подхода; 4) гениальность - высший уровень развития способностей как общих, так и специальных. О наличии гениальности можно говорить в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, которая составляет эпоху в жизни общества; 5) одаренность.
Статьи по теме:
Развод, причины и типология
Развод, как правило, не является одномоментным событием и имеет свою историю развития. По данным исследования, проведенного в конце 90-х гг. XX в. В. В. Солодниковым, в предразводной ситуации супруги обращаются за помощью не в консультаци ...
Предмет и задачи детской психологии. Актуальные проблемы современной
детской психологии
Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. Особенно интенсивно человек развивается в начале жизненного пути — с рождения до 18 лет, пока стремительно взрослеющий ребено ...
Cинeргeтикa: нoвaя нaучнaя пaрaдигмa
В иcтoрии чeлoвeчecкoй мыcли нaряду c пoзнaвaтeльным oптимизмoм (вcпoмним c дeтcтвa знaкoмыe лoзунги "Хoчу вce знaть!", "Ecли я знaю, чтo я знaю мaлo, тo я бoюcь .") рaзвивaeтcя и пoзнaвaтeльный cкeптицизм, инoгдa прин ...
Актуально о психологии