Эта теория начала разрабатываться в советской Т в 20-30-е годы. Авторы теории деятельности взяли на вооружение философию К. Маркса, и, прежде всего, ее главный для У тезис о том, что не сознание определяет бытие, деятельность, а наоборот, бытие, деятельность человека определяет его сознание.
Деятельность — те специфические процессы, которые осуществляют то или иное жизненное, т.е. активное, отношение субъекта к действительности. Деятельность – активное взаимодействие с окр действительностью, в ходе кот субъект целенаправленно воздействует на объект и удовлетворяет т.о. свои потреб-ти. Имеет сложное иерархическое строение. Главный тезис – не сознание определяет бытие, деят-ть чел, а бытие, деят-ть определяет его сознание. Основные понятия теории – деят-ть, сознание, лич-ть. Уровни деят-ти: особые виды деят-ти – уровень действий – уровень операций – уровень психо-физиол ф-ций. Особые виды деят-ти: игра, учение, труд. Игра – в ней ребенок моделирует общественные отношения взрослых. Учение – процесс систематического овладения знаниями, умениями, навыками, необходимыми для трудовой деят-ти. Труд – деят-ть, направленая на создание общественно полезного продукта, удовлетворяет материальные и духовные потреб-ти людей. Однако то же понятие можно применить к массе др активностей чел: забота о воспитании ребенка, увлечение спортом и т.д. Действие – процесс, направленый на реализацию цели. Цель – образ желаемого рез, сознательный образ. Действие - это основная единица анализа деятельности. Действие - это процесс, направленный на реализацию цели. Цель - это образ желаемого результата, т.е. того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия. Характеризуя понятие «действие» можно выделить следующие 4 момента: 1. действие включает в качестве необходимого акт сознания в виде постановки и удержании цели. данный акт сознания не замкнут в самом себе, а «раскрывается» в действии. 2.действие - это одновременно и акт поведения, следовательно, теория деятельности сохраняет так же достижения бихевиоризма, делая объектом изучения внешнюю активность животных и человека. Однако в отличие от бихевиоризма она рассматривает внешние движения в неразрывном единстве с сознанием. Ведь движение без цели - это скорее несостоявшееся поведение, чем его подлинная сущность (принцип единства сознания и поведения). Итак, первые два пункта, по которым теория деятельности отличается от предшествующих концепций, состоят в признании неразрывного единства сознания и поведения. 3.через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. Принцип активности и принцип реактивности различаются по тому, где согласно каждому из них должна быть помещена исходная точка анализа деятельности: во внешней среде или внутри организма. Деятельность - активный целенаправленный процесс (принцип активности). 4.понятие действия выводит деятельность человека в предметный и социальный мир. Действия человека предметны, они реализуют социальные - производственные и культурные — цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности). Выделяют следующие виды действий:
Статьи по теме:
Понятие социальной установки в западной и отечественной социальной
психологии
Проблема социальной установки – важнейшая проблема социальной психологии. Процесс формирования социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и ...
Акцентуации характера у подростков
Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже ...
Квази-потребности
Аналогично Г. Мюррею Курт Левин считал, что понимание поведения возможно лишь исходя из целостной психологической ситуации, в которую включен субъект. Другими словами, поведение рассматривается как функция сложившегося в данный момент пси ...
Актуально о психологии