Профессиональное самоопределение - двусторонний процесс взаимодействия личности и профессии в широком смысле. Формируясь в деятельности, приобретая свойственные представителям той или иной группы типичные черты, личность оказывает преобразующее воздействие на саму деятельность. "Строя" себя, человек преобразует и профессиональную среду, делает вклад в развитие самой профессии путем создания новых орудий и способов труда, творческого переосмысления его целей и задач, то есть осуществляется изменение и развитие мира профессий.
Таким образом, под профессиональным самоопределением мы понимаем процесс развития личности в профессиональной деятельности на основе наиболее полного использования своих способностей и индивидуально-психофизиологических возможностей. Этот процесс не может быть ограничен лишь каким-то одним этапом, он занимает весь период активной трудовой деятельности.
На каждой стадии профессионального самоопределения личностью осознаются и формулируются определенные цели и задачи, которые соотносятся с общественно выработанными требованиями, нормативами и реализуются в соответствии с ними и собственными "ресурсами", интересами, потребностями и ценностными ориентациями. В определенные периоды времени могут возникать расхождения между внешними, профессиональными требованиями и внутренними возможностями индивида, что, в свою очередь, приводит к конфликтам и противоречиям между ними. Человек может "перерастать" требования профессии и ему становится тесно в ее рамках, но может и отставать от них, и тогда перед ним встает задача "подтягивания" операциональной стороны деятельности до необходимого более высокого уровня. Разрешение таких противоречий, на наш взгляд, является одним из психологических механизмов личностного самоопределения в профессиональной деятельности.
Человек на своем жизненном пути включается в многообразные виды деятельности (их перечень может меняться в зависимости от исторических условий и индивидуальной судьбы). Содержание каждой сказывается на его личностном развитии, формируя те или иные черты. Особенности овладения деятельностями разного типа, возникающие расхождения между внешними требованиями и внутренними возможностями индивида могут приводить к конфликтам и противоречиям в процессе формирования личности. Их разрешение и является одним из психологических механизмов личностного становления.
Можно выделить ряд причин, определяющих важное значение профессиональной деятельности как фактора, оказывающего существенное формирующее воздействие на личность. Личность - продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества. Профессиональная деятельность как раз и придает развитию личности эту историчность, предлагая совершенно определенные ее виды, орудия труда, способы деятельности, характерные именно для данной эпохи и, следовательно, в определенной степени ограничивает линии развития точности.
Поскольку профессиональная деятельность признается ведущей у взрослого человека, его формирование в первую очередь должно определяться содержанием, и специфический особенностями (Л.И. Анцыферова, М.С. Каган и др.). Именно профессиональная деятельность позволяет удовлетворить основную гамму потребностей личности.
Закономерности формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению рассматриваются на основе развития операциональной и мотивационно-потребностной сторон деятельности (Э.А. Фарапонова, В.В. Чебышева и др.).
Статьи по теме:
Гештальтпсихология
Гештальтпсихология — психологическое направление, возникшее в Германии, в 1910 году и просуществовавшее до середины 30–х годов ХХ века, до установления власти фашизма, когда большинство ее представителей эмигрировали, в другие страны, осн ...
Межличностные и групповые конфликты
Во взаимодействии людей нередко приходится наблюдать ситуации, когда сталкиваются разные интересы, мнения, позиции. Вследствие этого возникает конфликтная ситуация, как правило, перерастающая в конфликт. Конфликты как предмет исследования ...
Понятие содержания образования
В процессе обучения реализуется содержание образования, которое выступает одним из основных средств и факторов развития. Оно представляет собой особый «разрез» образования, не затрагивающий технологию.
Традиционная педагогика ориентирова ...
Актуально о психологии