Направленность личности как фактор профессионального самоопределения врача

Материалы » Направленность личности как фактор профессионального самоопределения врача

Страница 2

Профессиональное самоопределение - двусторонний процесс взаимодействия личности и профессии в широком смысле. Формируясь в деятельности, приобретая свойственные представителям той или иной группы типичные черты, личность оказывает преобразующее воздействие на саму деятельность. "Строя" себя, человек преобразует и профессиональную среду, делает вклад в развитие самой профессии путем создания новых орудий и способов труда, творческого переосмысления его целей и задач, то есть осуществляется изменение и развитие мира профессий.

Таким образом, под профессиональным самоопределением мы понимаем процесс развития личности в профессиональной деятельности на основе наиболее полного использования своих способностей и индивидуально-психофизиологических возможностей. Этот процесс не может быть ограничен лишь каким-то одним этапом, он занимает весь период активной трудовой деятельности.

На каждой стадии профессионального самоопределения личностью осознаются и формулируются определенные цели и задачи, которые соотносятся с общественно выработанными требованиями, нормативами и реализуются в соответствии с ними и собственными "ресурсами", интересами, потребностями и ценностными ориентациями. В определенные периоды времени могут возникать расхождения между внешними, профессиональными требованиями и внутренними возможностями индивида, что, в свою очередь, приводит к конфликтам и противоречиям между ними. Человек может "перерастать" требования профессии и ему становится тесно в ее рамках, но может и отставать от них, и тогда перед ним встает задача "подтягивания" операциональной стороны деятельности до необходимого более высокого уровня. Разрешение таких противоречий, на наш взгляд, является одним из психологических механизмов личностного самоопределения в профессиональной деятельности.

Человек на своем жизненном пути включается в многообразные виды деятельности (их перечень может меняться в зависимости от исторических условий и индивидуальной судьбы). Содержание каждой сказывается на его личностном развитии, формируя те или иные черты. Особенности овладения деятельностями разного типа, возникающие расхождения между внешними требованиями и внутренними возможностями индивида могут приводить к конфликтам и противоречиям в процессе формирования личности. Их разрешение и является одним из психологических механизмов личностного становления.

Можно выделить ряд причин, определяющих важное значение профессиональной деятельности как фактора, оказывающего существенное формирующее воздействие на личность. Личность - продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества. Профессиональная деятельность как раз и придает развитию личности эту историчность, предлагая совершенно определенные ее виды, орудия труда, способы деятельности, характерные именно для данной эпохи и, следовательно, в определенной степени ограничивает линии развития точности.

Поскольку профессиональная деятельность признается ведущей у взрослого человека, его формирование в первую очередь должно определяться содержанием, и специфический особенностями (Л.И. Анцыферова, М.С. Каган и др.). Именно профессиональная деятельность позволяет удовлетворить основную гамму потребностей личности.

Закономерности формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению рассматриваются на основе развития операциональной и мотивационно-потребностной сторон деятельности (Э.А. Фарапонова, В.В. Чебышева и др.).

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Нарушение восприятия
При резком физическом или эмоциональном переутомлении иногда происходит повышение восприимчивости к обычным внешним раздражителям. Дневной свет вдруг ослепляет, окраска окружающих предметов делается необычно яркой. Звуки оглушают, хлопань ...

Нарушения речи и их психологические и физиологические причины
Самыми распространенными недостатками речи у детей младшего школьного возраста являются различные виды нарушения звукопроизношения: - неумение произносить тот или иной звук; - замена одного звука другим; - искажения имеющегося звука. ...

Специфика невербальной коммуникации в Соединенных Штатах Америки
Несмотря на то, что культура США считается вербальной, невербальному коммуникативному поведению принадлежит значительная роль. К невербальному поведению относится дистанция общения (что касается американцев, то у них поддерживается достат ...