Одним из важнейших понятий психологии мотивации является понятие «мотивационная сфера» личности (точнее — мотивационная система).
Мотивация—система факторов, определяющих поведение человека; характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
Другими словами, мотивация — это совокупность причин психологического характера, вызывающих активность индивида, определяющих ее направленность и объясняющих поведение человека. Мотивацию можно рассматривать как циклический процесс непрерывного взаимного действия и преобразования индивидом ситуации, результатом которого является его реально наблюдаемое поведение как процесс непрерывного выбора и принятия решений.
Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.
Как и любая иная система, мотивационная сфера личности включает в себя определенную совокупность своих компонентов, а также закономерные и устойчивые связи между ними.
В качестве основных компонентов мотивационной сферы личности выступают следующие основные психологические образования и структуры: потребности, влечения, установки, собственно мотивы, интересы, идеалы, намерения, социальные нормы и роли, стереотипы и др.
Всем указанным компонентам присуща одна фундаментальная общая особенность: они имеют две основные стороны, два аспекта — содержательный и динамический.
Содержательный аспект заключается в той или иной репрезентации внешней — отражаемой реальности и выступает чаще всего в форме определенного знания.
Динамический аспект связан с тем, что любой из отмеченных компонентов мотивационной сферы обладает определенным потенциалом для инициации, поддержания и изменения активности субъекта. Именно на этой основе все указанные компоненты и объединяются в составе мотивационной сферы личности.
Мотивационную сферу человека, с точки зрения ее развитости, можно оценивать по следующим параметрам:
1) широта — параметр, отражающий разнообразие мотивационных факторов — мотивов, потребностей и целей. Чем больше у человека мотивов, потребностей, целей, тем больше развита его мотивационная сфера;
2) гибкость — более гибкой является та мотивационная сфера, в которой для удовлетворения потребности используется больше мотивационных побудителей (например, один человек учится только по телевидению, а другой — по книгам, телевидению, газетам);
3) иерархизированность — чем больше различий в силе и частоте актуализаций мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.
Выделяют следующие 2 вида мотивации:
1) ситуационная мотивация — включает факторы мотивации, которые побуждают человека к действию из внешней среды. К этим факторам относят определенные ситуационные характеристики, поступки и действия окружающих человека людей, культуру, социальное положение, которое занимает человек и т.д.;
2) диспозиционная мотивация — внутренняя мотивация человека.
Она включает в себя цель — осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Основой формирования цели у человека является его предметно-материальная, трудовая деятельность, направленная на преобразование окружающего мира. Процесс постановки и достижения цели включает следующие шаги:
а) образование цели;
б) осуществление действия, направленного на достижение цели;
в) эмоциональная и когнитивная (познавательная) оценка хода выполнения действия и его окончательного результата.
Образ предвосхищаемого результата приобретает побудительную силу, становится целью, начинает направлять действие и определять выбор возможных способов осуществления цели. Целеобразование, возникновение цели является центральным моментом в процессе осуществления действия и главным механизмом формирования новых действий человека. Психофизиологической основой цели является закодированный в мозгу «образ потребного будущего» (Н.А. Бернштейн), акцептор результатов действия (П.К. Анохин), регулирующий программу физиологической реализации действия посредством предвосхищаемых и санкционирующих (дающих информацию о соответствии достигнутого результата требуемому) команд.
Статьи по теме:
Методы противостояния проникновению отрицательной энергии другого человека
1. Не раздражаться. Проникновение чужой отрицательной энергии происходит прежде всего тогда, когда образуется брешь в защищающем нас экране. Раздражение и есть открытый канал для проникновения энергии извне. Особенно им любят пользоваться ...
Техника вовлечения в общение.
2.1 Прием накопления согласий
(выбор нейтрального материала избегание противоречий в начале общения, преимущественное внимание к объектам согласия).
Выбор нейтрального материала в начале общения позволяет человеку успокоиться, привыкнут ...
Организация исследования
Экспериментальное исследование проводилось в 2008 году в с. Степановки Оренбургской области. Исследование проходило в детском саду №1 «Огонек» в средней группе для детей с общим недоразвитием речи и в детском саду №2 «Солнышко» в средней ...
Актуально о психологии