Предмет и задачи детской психологии. Актуальные проблемы современной детской психологии

Материалы » Основные положения психологии детства » Предмет и задачи детской психологии. Актуальные проблемы современной детской психологии

Страница 2

Нельзя понять личность ребенка, его поведение и без анализа общения его с окружающими людьми (принцип единства изучения личности в деятельности и общении). Особенно важно изучить то, как проявляется личность в значимых для ребенка конкретного возраста видах деятельности; как своеобразные условия личностной микросреды (отношения с матерью, отцом, другими членами семьи, со сверстниками и в значительной степени с воспитателем, учителем) — внешние условия — переплавляются во внутренне психологические качества человеческой личности.

Важен и принцип генетического (исторического) подхода к изучению психики ребенка. Для понимания детской психологии данный принцип настолько значим, что сама эта наука иногда именуется генетической психологией. Согласно этому принципу при изучении явлений детской психики мы стремимся выяснить, как они возникали, как развиваются и изменяются под влиянием взаимодействия ребенка со взрослыми, его собственной деятельности и общения со сверстниками. Упомянутый принцип направляет исследователя и на анализ влияния конкретных культурно-исторических условий на развитие психики детей, на становление их личности.

Диалектический подход к изучению развития психики ребенка предполагает и осуществление принципа детерминизма — причиной обусловленности тех или иных изменений определенными факторами внешнего и внутреннего порядка, взаимосвязи всех сторон психического развития.

Следует сказать и о целостности психики ребенка, всего его душевного склада, имея в виду, что личность — это сложная целостная система, где все взаимосвязано и взаимообусловлено. Важно учитывать это, поскольку отдельные диагностические методики (опрос, тесты и др.) как бы "выхватывают" из этого целого какую-то маленькую частичку. Но данная частичка имеет смысл только внутри целостного явления. Мы всегда должны помнить: любая черта психики вписана в сложную картину и имеет смысл только внутри этой картины. Поэтому одни и те же количественные показатели, которые мы получаем в ходе исследования, приобретают смысл только когда рассматриваются на фоне личности ребенка. Каждый полученный отдельный факт необходимо рассматривать на качественном уровне, т.е. с учетом его включенности во всю внутреннюю картину мира ребенка и мелодию его поведения. Отсюда следует необходимость изучать психику ребенка во всех многообразных связях его с окружающими людьми. Именно принцип системности и целостности в исследовании обеспечивает такой подход.

Принцип ненанесения ущерба испытуемому требует такой организации изучения ребенка (группы), при которой бы ни сам процесс исследования, ни результаты его не наносили бы испытуемым (их здоровью, состоянию, социальному статусу и т.д.) какого-либо вреда.

Но этого мало. Мы стремимся применять такие методы, которые помогают развитию ребенка, его личности. Отсюда очень важно обеспечить единство диагностики и коррекции развития психики. Собственно говоря, в этом основная цель. Диагностика должна быть направлена не на отбор детей, а на контроль за ходом их психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений. Прислушаемся к совету известного детского психолога Д.Б. Эльконина: " .Контроль за процессами развития должен быть особенно тщательным для того, чтобы исправление возможных отклонений в развитии начиналось возможно раньше"

Опора на принцип коррекционности при подборе диагностических методов и непосредственного осуществления диагностики, основанный на признании изменчивости психики, является обязательным условием в работе практического психолога, педагога-исследователя.

Еще на один принцип важно обратить внимание — принцип беспристрастности. Он предполагает недопущение предвзятого отношения как к отдельному испытуемому, так и к детской группе. Реализация такого подхода в значительной степени зависит от адекватности примененных методов целям исследования, соответствия их возрасту, полу испытуемых, условиям эксперимента и т.д.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Чувство как бессознательное
Чувство иллюстрирует интеракционизм, здесь описывается централизующий процесс или создание нового центра личности. Сновидение, в первом приближении, мгновенно представляет собой когнитивный эгоцентризм, так, например, Ричард Бендлер для п ...

Инстинктивное поведение как основа жизнедеятельности животных
Инстинктивное поведение и научение не существуют в реальном поведении сами по себе, а только совместно, переплетаясь друг с другом в единый поведенческий акт. Однако это не означает, что инстинктивное поведение или научение представляют с ...

Вне общества.
Существует способ определения сообщества через его место в социальной структуре. Что касается "Системы", то ее типичный представитель находится в промежутке между позициями социальной структуры. Скажем, один "олдовый пипл&q ...