Формирование базовой культуры личности

Материалы » Основные задачи психологии и педагогики » Формирование базовой культуры личности

Страница 2

Процесс обучения составляет совокупность элементов: цели, отвечающие на вопрос «для чего обучать», содержание информации, принципы, методы, средства и формы педагогического образования, результат. Процесс обучения – это закономерно развивающийся процесс.

Законы обучения:

Закон соответствия воздействий обучающих устремлением обучаемых к знаниям;

Закон соответствия воздействия обучающих индивидов и коллективной деятельности обучаемых.

Закон соответствия воздействия обучающих профессиональным, интеллектуальным, познавательным и иным возможностям обучаемых.

Закон соответствия воздействия содержания организаций и методов обучения требованиям современной жизни, тенденциям развития общества, техники и технологий.

Закон соответствия действия обучаемых и обучающих возможностям технических средств.

Закономерности обучения реализуются через систему принципов и методов обучения. Принципы обучения определяют организацию, содержание и методику обучения в связи с поставленными целями подготовки специалистов. Выделяют:

принцип сознательности, активности и самостоятельности в обучении;

принцип наглядного обучения;

принцип систематичности, последовательности и комплексности обучения;

принцип обучения на высоком уровне трудности;

принцип прочности овладения знаниями и умениями;

принцип дифференцированного и индивидуального подхода к обучению;

принцип соответствия содержания получаемого образования современному состоянию науки и производства.

Принципы реализуются через группу методов:

словесные;

наглядные;

практические.

Под методами обучения понимают последовательное чередование способов взаимодействия учителя и учащихся, направленное на достижение определенной цели посредством проработки учебного материала.

Формы организации педагогического процесса

В развитии всех педагогических процессов можно легко обнаружить одни и те же этапы. Этапы – это не составные части, а последовательности развития процесса. Главными этапами можно назвать подготовительный, основной и заключительный.

На этапе подготовки педагогического процесса создаются надлежащие условия для его протекания в заданном направлении и с заданной скоростью. На этом этапе решаются следующие важные задачи:

обоснование и постановка цели;

диагностика условий;

прогнозирование;

проектирование и планирование развития процесса.

Сущность первой, состоит в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель, стоящую перед системой народного образования в целом, в конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогического процесса. На этом этапе функционирования педагогического процесса выявляются противоречия между требованиями общей педагогической цели и конкретными возможностями контингента учеников учебного заведения и т.д., намечаются пути разрешения этих противоречий в проектируемом процессе. Поставить правильную цель, определить задачи процесса невозможно без диагностики. Её главная цель - получить ясное представление о тех причинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов.

В процессе диагностики собирается вся необходимая информация о реальных возможностях педагогов и учеников, уровне их предшествующей подготовки и многих других важных обстоятельствах.

В процессе диагностики происходит корректировка первоначальных задач: очень часто конкретные условия заставляют их пересматривать, приводить в соответствие с реальными возможностями.

Далее проводится прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования заключается в том, чтобы еще до начала процесса оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных условиях. Применяя научное прогнозирование, можем заранее теоретически взвесить и рассчитать параметры процесса. Оно осуществляется по довольно сложным методам, но затраты на получение прогноза окупаются, поскольку в этом случае педагоги получают возможность активно вмешиваться в протекание и ход педагогического процесса, не дожидаясь, пока он окажется малоэффективным или приведет к нежелательным последствиям.

Завершается подготовительный этап скорректированным на основе результатов диагностики и прогнозирования проектом организации процесса, который после окончательной доработки воплощается в план. Планы педагогических процессов имеют определенный срок действия. Таким образом, план – это итоговый документ, в котором точно определено кому, когда и что нужно сделать.

Этап осуществления педагогического процесса – основной этап. Его можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы:

постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;

взаимодействие педагогов и учеников;

использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;

создание благоприятных условий;

осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников;

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Биогенетическая историко-эволюционная ориентация в психологии личности: человек как индивид
А.Г. Асмолов отмечает, что биогенетическая историко-эволюционная ориентация в психологии личности изучает роль индивидных свойств в развитии личности человека современной исторической эпохи. В соответствии с историко-эволюционным деятель ...

Основные направления исследований познавательных процессов в когнитивной психологии
Общая модель Солсо Этапы обработки информации по Р.Л. Солсо. Изучение человеческого познания мы начинаем с обнаружения сенсорных сигналов потому, что это начальный этап обработки информации, и еще потому, что элементы этого этапа относит ...

Интеллект
Совокупность всех критериев оценки мыслительного процесса порождает такое понятие как интеллект. Рассмотрим некоторые определения интеллекта. 1) Интеллект – общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой ...