Данная работа была посвящена изучению влияния организации психокоррекционной работы с высоко тревожными детьми младшего школьного возраста и старшего дошкольного.
Была предпринята попытка выявить взаимосвязь между организацией психокоррекционной работы и динамикой уровня тревожности и страхов у детей младшего школьного возраста.
Проведенный теоретический анализ проблем тревожности показал, что повышенная тревожность и страхи младших школьников детерминируются факторами неблагополучия семейного воспитания, которое имело место до поступления детей в детский дом, а так же депревацией, возникшей в доме малютки, до поступления в детский дом.
Теоретический анализ литературы свидетельствует, что для воспитания социально-адаптированных детей необходимо снижать уровень их тревожности и страхов.
Кроме того, многочисленные источники полагают, что коррекционная работа будет эффективна, только если она опирается на основные принципы психокоррекционной работы. Такие как: единство коррекции и развития, единство возрастного и индивидуального развития, единство диагностики и коррекции развития, деятельностный принцип осуществления коррекции, подход в коррекционной работе к каждому ребенку, как к одаренному.
Изучение организации коррекционной работы в 5-м детском доме показало, что она построена в соответствии с указанными выше принципами. Проведенные нами мониторинговые исследования свидетельствуют о снижении уровня тревожности и страхов у депрессивных детей после проведения коррекционной работы, в основе которой лежат такие методы как арт - и игротерапия.
На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:
1. Высокий уровень тревожности и страхов у детей младшего школьного возраста обусловлен либо семейными отношениями, либо депревацией сформировавшейся в раннем детском возрасте у воспитанников дома малютки.
2. Организация психокоррекционной работы в соответствии с основными принципами разработанными исследователями способствует коррекции тревожности и страхов у детей.
3. В результате коррекционной работы с использованием методов арт - и игротерапии произошло снижение высокого уровня тревожности у 60% детей, увеличилось количество детей со средним уровнем тревожности.
4. Снизился уровень тревожности во взаимоотношениях Взрослый-Ребенок.
5. Снизился уровень школьной тревожности с 46,6% до 13,3%.
Гипотеза исследования подтвердилась - организация психокоррекционной работы, в соответствии с основными принципами, существенным образом снижает уровень тревожности и количество страхов у детей младшего школьного возраста.
На основании полученных данных были разработаны следующие рекомендации:
1. С высоко тревожным ребенком целесообразно заниматься куклотерапией, или ролевыми играми, в которых любимые персонажи ребенка попадают в «страшную» для него историю и успешно справляются с нею. В таких случаях ребенок идентифицируется с персонажем и приобретает адаптивные способы поведения.
2. Целесообразно проводить с ребенком беседы «анализирующие» страх. В этих случаях ребенку объясняется, что представляет пугающий его предмет, как он «устроен», откуда берется. Устранение пробелов восприятия ребенком уменьшает его страх.
3. Целесообразно организовывать игры с манипулированием предметами страха. Для чего ребенку можно купит, например, игрушечную собаку, если он ее боится, позволить ему манипулировать ей, почувствовать превосходство и власть.
4. Ребенок может нарисовать свой страх, а потом уничтожить его тем, или иным образом, при этом воспитатель должен проговаривать: «Смотри – ты его напугал, смотри - он от тебя убежал».
5. Целесообразно играть с детьми в игры: «страх темноты», «страх животных», «страх транспорта», «страх стихии» и т.д. в зависимости от страхов детей.
Статьи по теме:
Психика и мозг
Психика является продуктом деятельности коры больших полушарий головного мозга. Эта деятельность называется высшей нервной деятельностью. Открытые И.М. Сеченовым и И.П. Павловым и их последователями принципы и законы высшей нервной деятел ...
Основные проблемы возрастной психологии
Возрастная психология
– это область психологии, которая изучает психологические особенности формирования личности на разных возрастных этапах. Делится на подразделы: детская, подростковая психология, психология юности, взрослости, старос ...
Основы инженерной психологии
Применение физиологических методов в инженерной психологии обусловлено следующими обстоятельствами:
1 Физиологические характеристики имеют важное значение для контроля состояния оператора.
2. Любое психологическое проявление имеет физио ...
Актуально о психологии