В диалоге нас чаще интересует то, понял ли нас другой, чем то, поняли ли мы его. Это деформирует процесс общения. Наилучшего метода избежать этого - нерефлексивное слушание. Сущность его заключается в невмешательстве в язык собеседника (условно пассивное слушание).
В зависимости от ситуации во время нерефлексивного слушания могут оказываться поддержка, одобрение, понимание с помощью минимальных ответов, которые помогают продлить беседу (реплики типа "да", "понимаю", "это интересно"). Такие нейтральные слова способствуют поддержке разговора, снимают напряжение.
Нерефлексивное слушание целесообразно применять в таких ситуациях.
1. Когда собеседник выражает свое отношение к какому-то событию. Психотерапевты применяют этот метод в начале беседы. Целесообразно использовать его в собеседовании во время приема на работу, когда нужно больше узнать о человеке, и при проведении переговоров.
2. В напряженных ситуациях, когда собеседник стремится обсудить наболевшие вопросы, когда он чувствует себя обиженным или разрешает важную проблему.
3. Кодов собеседнику трудно выкладывать свои проблемы.
4. Когда нужно сдержать эмоции в беседе с человеком, которая занимает высокую должность.
Нерефлексивное слушание вряд ли целесообразно в ситуацииях, когда у собеседника не есть желание вести разговор;
когда наше желание слушать и понять воспринимается как согласие, соучастие; когда этот метод противоречит интересам собеседника и мешает ему самовыразиться.
Другой метод - рефлексивное слушания. Он заключается в налаживании обратной связи с собеседником для того, чтобы проконтролировать точность восприятия информации. Иногда этот метод называют "активным слушанием", поскольку он предусматривает более активное использование вербальной коммуникации для подтверждения понимания информации. Метод рефлексивного слушания помогает выяснить наше понимание услышанного для критики и уточнения.
Рефлексивное слушание необходимо для эффективного общения в связи с ограничениями и трудностями, которые возникают в процессе общения. Какие это трудности?
Идет речь в первую очередь о многозначительности большинства слов. Иногда трудно выяснить, что конкретно имеет в виду человек, когда употребляет определенное слово. Не всегда ей удается выразить свое мнение так, чтобы ее правильно поняли. Уточнение может привести к обратному результату. Иногда люди начинают разговор не непосредственно с проблемы, а из вступления, из которого трудно установить конкретные намерения. Чем меньше человек уверен в себе, тем тяжелее ей раскрыть главное. Все настоящее удостоверяет о потребности в умении слушать рефлексивно, то есть выяснять реальное содержание беседы. Выделяется четыре вида рефлексивних ответов, которые используются во время беседы: выяснение, перефразирование, отображение чувств и резюмирование.
Выяснение - это обращение к собеседнику за уточнениями. Оно проводится с помощью "открытых" и "закрытых" вопросов. "Закрытые" вопросы требуют ответы типа "да" или нет". "Открытые" вынуждают дать развернутый или уточняющая ответ. Целесообразнее пользоваться преимущественно "открытыми" вопросами, потому что "закрытые" переключают собеседника из позиции объясняющей на позицию собственной защиты, а это может заострить конфликтную ситуацию.
Цель перефразирование - собственная формулировка услышанной информации, особенно когда информация кажется нам понятной. Собственная формулировка услышанного усиливает адекватность содержания беседы.
Отображение чувств акцентирует внимание на эмоциональном состоянии собеседника, его отношении к содержанию беседы. Хотя разница между чувствами и содержанием сообщения в известной мере относительная и ее не всегда можно четко определить, но в случаях, когда собеседник побаивается негативной оценки, он может скрывать свое отношение к определенным событиям, фактам.
Резюмирование является смыслом применять во время длительных бесед, его функцией - подбить итоги беседы или совместить отдельные ее фрагменты в единственный смысловой контекст.
Статьи по теме:
Подростковая «Я-концепция»
Я - концепция - это "теория самого себя" или установка относительно собственной личности имеет более динамический изменчивый характер, нежели Я - идентичность. Развитие Я - концепции в подростковом возрасте начинается с уяснения ...
Методики социально-психологического исследования классного коллектива
Эмоциональное состояние - важная составляющая взаимоотношений в группе. В социальной психологии используется ряд понятий, близких ему по смыслу: “дух группы”, “эмоциональное единство группы”, “эмоциональный климат группы, “социально-психо ...
Психодиагностика ребенка раннего и дошкольного возраста: критерии,
особенности проведения
Недостаточный уровень развития сознания и самосознания дошкольников. Трудности, связанные с использованием в этом возрасте опросных методов. Особенности психодиагностики детей раннего возраста. Психодиагностика детей младшего и среднего ш ...
Актуально о психологии