Память-форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Различают два рода ассоциаций:
1) Ассоциация по смежности - объединяет два явления, связанные во времени или в пространстве.
2) Ассоциация по сходству - связывает два явления, имеющие сходные черты: при упоминании одного из них вспоминается другое.
3) Ассоциация по контрасту - связывает два противоположных явления.
4) Ассоциация по смыслу - связывает два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие.
Основными процессами памяти являются:
1) Запоминание - процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения. Выделяют два вида:
а) Непреднамеренное запоминание - запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий.
б) Произвольное (или преднамеренное) - запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель - запомнить некую информацию - и использует специальные приемы запоминания.
2) Сохранение - процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.
3) Воспроизведение и узнавание - процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. Воспроизведение же происходит в отсутствие объекта.
Выделяют четыре вида памяти:
1) Двигательная память - способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций (печатать на машинке, завязывать галстук, пользоваться инструментами, водить машину и т. п.).
2) Образная память- возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия.
3) Эмоциональная память - представляет собой запечатление пережитых нами чувств, собственных эмоциональных состояний и аффектов.
4) Вербальная память (иногда называемая словесно-логической или семантической)- образуется информационная база человеческого интеллекта, осуществляется большинство мыслительных действий (чтение, счет и т. п.). Семантическая память как продукт культуры включает в себя формы мышления, способы познания и анализа, основные грамматические правила родного языка.
Существует и такое деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой выполняемой деятельности:
1) Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.
2) Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов). Эффективность произвольной памяти зависит:
1.От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель - выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель - выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.
2.От приемов заучивания. Приемы заучивания бывают:
а) Механическое - дословное многократное повторение - работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память - память, основанная на повторении материала без его осмысливания;
б) Логический пересказ, который включает логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами - работает логическая память (смысловая) - вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, лучше, чем механической памяти;
в) Образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) - работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная.
Статьи по теме:
Лидерство в спортивной команде
Спортивная команда представляет собой разновидность малой социальной группы. Малой она называется из-за своей малочисленности, а социальной потому, что объединяет людей, имеющих общий социальный признак (отношение к спорту) и выполняющих ...
Основные компоненты содержания образования
Понятие содержания образования включает ряд компонентов. Можно выделить следующие компоненты содержания образования: когнитивный опыт личности, опыт практической деятельности, опыт творчества и опыт отношений личности.
Когнитивный опыт л ...
Насилие над детьми.
Взгляды общества на то, кто и как должен главенствовать в семье, несомненно, способствуют росту случаев жестокого обращения с детьми. Общество очень долго считало, что дети должны находиться в подчинении у родителей и иметь весьма огранич ...
Актуально о психологии