Умение осмыслить и выделить сходство предъявляемых предметов значительно совершенствуется к среднему и старшему школьному возрасту. Более длительное время обнаруживаются трудности сравнения объектов не на основе их непосредственного восприятия, а по представлению.
Задержка развития у глухих детей абстрагирующей деятельности в определенной мере связана с более поздним развитием у них игры.
При использовании знакомых предметов в новом функциональном назначении глухие дети испытывали трудности в отвлечении от основного назначения этих предметов. При абстрагировании выделяемого признака объекта от остальных его признаков трудности возрастали, что связано с более поздним и медленным овладением речью неслышащими детьми, т. к. абстракция невозможна без какого-либо обозначения, которое наиболее продуктивно в форме словесной речи.
Словесные значения у глухих детей часто оказываются неточными. В них обобщается либо слишком узкий круг предметов, либо слишком широкий, а также встречается смешение значений слов. При усвоении значений слов высшей степени обобщенности трудности возрастают.
В результате обобщения у глухих и слабослышащих детей первоначально оказываются неточными, так как основываются на фрагментарном анализе предметов и на нерасчлененно целостном их восприятии.
Выделение общих признаков предметов и их объединение особенно затрудняет глухих детей в начале их обучения в школе, к концу обучения в младших классах совершенствуется самостоятельное абстрагирование и обобщение признаков предметов.
Неслышащие дети обнаруживают значительные возможности мышления при оказании помощи взрослыми.
В условиях формирования речи как средства мыслительной деятельности, в ходе овладения системами конкретных понятий, логическими терминами, словами разной меры обобщенности, овладения началами иерархичной структурой понятий происходит переход от конкретно-понятийной форм мыслительной деятельности к абстрактно-понятийной.
Большие потенциальные возможности развития мышления у детей с нарушением слуха реализуются лишь в специальной, систематической работе по его развитию в соответствии с общими законами развития детского мышления.
Статьи по теме:
Групповая динамика в СПТ
Описанием стадий развития групп занимались целый ряд исследователей, и из этих описаний явствует, что, несмотря на специфичность содержания деятельности отдельных групп, которое значительно различается, направление и процесс развития очен ...
Нарушение ощущений, восприятия, внимания
Ощущения – это отражение в сознании действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений.
В психопатологии выявляются расстройства ощущений, к которым относятся: гиперестезия, гипостезия, анестезия, парестезия и сенестопатия, ...
Направления современной нейропсихологии.
К настоящему времени можно выделить следующие направления нейропсихологии.
Клиническая нейропсихология (синдромология). Изучает нейропсихологические синдромы, в контексте проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия, ...
Актуально о психологии