Вновь перекликаясь с идеям Фрейда и выражая свои собственные новые соображения, Фромм говорит здесь о том, что сексуальное желание направлено на слияние, но оно “ни в коем случае не обозначает лишь удовлетворение физического аппетита или избавления от болезненного напряжения.Оно может быть вызвано ощущением одиночества, потребностью завоевывать или быть завоеванным”. Снова противореча Фрейду, автор утверждает, что любовь может вызвать потребность сексуального союза, но тогда во взаимоотношениях обязательно присутствует нежность, то есть эротическое чувство должно нести в себе элемент братской любви. Нежность же ни в коем случае не является сублимацией сексуального инстинкта, но непосредственным результатом причутствия братской любви и существует как в физической, так и нефизической форме.
Кроме всего прочего, автор в работе, говоря о любви к самому себе, опровергает исторически сложившуюся точку зрения о том, что это чувство является “великим грехом”, высшим проявлением эгоизма, так как любовь к самому себе неотделима от любви к другим людям, “любовь к самому себе и любовь к ближним – суть одно и то же”.
Говоря о практике любви, Фромм называет основные законы, необходимые для достижения определенных знаний в искусстве любви, а именно:дисциплина, умение сконцентрироваться, терпение и, наконец, наличие глубокого интереса. С помощью выполнениия этих правил достижение практических навыков, по Фромму, становится абсолютно реальным.
Нужно отметить, что, говоря о любви, Фромм постоянно аппелирует к социальной структуре общества, в которой, по его мнению, необходимы важные и радикальные изменения, которые и были описаны в работе. Собственно сущность книги автор выражает сам, заключая в итоге, что “любовь – единственный разумный и полный ответ на проблему человеческого существования, и тогда любое общество, исключающее любовь, несет в себе противоречие”. Анализировать же природу любви ныне, по Фромму, - значит “открывать ее общее отсутствие сегодня, а следовательно – критиковать социальные условия, из-за которых это просходит”.В итоге, говорит автор,“верить в возможность любви как в социальный, а не только исключительный индивидуальный феномен – значит иметь рациональную веру, основанную на самой природе человека”.
Мне кажется, что разговор о любви есть, как отметил сам автор, не “проповедь” по той причине, что это означает разговор о самых глубоких потребностях каждого человека, и если о ней немного иизвестно и еще меньше оговорено, то это совершенно не значит, что ее не существует. Я думаю, что своей работой, рассчитанной на самые широке круги читателей, Э.Фромм помогает как можно более глубже понять тайны человеческой психики и показать, что любовь является не просто чувством, которое способен испытывать каждый; а также увидеть условия, необходимые для достижения этой цели и препятствия, лежащие на пути, но самое главное – преодолеть их.
Статьи по теме:
Элементы психосинтеза
Истоки психосинтеза личности лежат в работах итальянского психиатра Р. Ассаджиоли, который выделил три основных элемента психосинтеза: радость, творчество и волю. Гроф пишет, что картография Ассаджиоли имеет некоторое сходство с моделью Ю ...
Задачи юридической психологии
Задачи, которые призвана решать юридическая психология, опосредованы многообразием и сложностью теоретических и практических проблем, которые входят в сферу деятельности работников юриспруденции. К основным задачам юридической психологии ...
Практические советы по составлению психологом заключения
1. Содержание и стиль заключения зависят от теоретических установок и специализации диагноста-клинициста. Поэтому они не имеют единой стандартной формы и правила написания. Важно, чтобы заключение соответствовало потребностям, интересам и ...
Актуально о психологии