Понятие травматичной динамики.

Материалы » Насилие в семье » Понятие травматичной динамики.

Страница 1

Существуют многочисленные, хорошо документально подтвержденные последствия инцестового и неинцестового злоупотребления ребенком /4/. Эти последствия могут быть и одномоментными и продолжительными.

Единичные эффекты проявляются после первых двух лет после происшедшего. В разных исследованиях приводятся такие цифры: их имеют от 1/4 до почти 2/3 детей, испытавших сексуальные оскорбления. Тем не менее, в литературе есть ссылки на то, что эти данные не упорядочены.

Симптомы единичных последствий следующие:

• эмоциональные нарушения, включающие страх, гнев,

враждебность, вину, стыд;

• соматические последствия (трудности со сном, изменения в

способах приема пищи, беременности)

• сексуальные нарушения (резкое учащение открытой

мастурбации, сексуальная озабоченность, эксгибиционисткие про-

явления)

• социальные нарушения, заключающиеся в трудностях в

школе, в прогулах занятий, побегах из дома в ранних браках,

подростковых злоупотреблениях.

Наряду с кратковременными, корректируемыми последствиями, сексуальные злоупотребления могут оставлять выжившему взрослому глубокие рубцы. У этих взрослых чаще, чем у представителей большей выборки, фиксируются психологические, соматические и сексуальные проблемы /4/.

По D.Finkelhor и A.Browne, последствия злоупотребления в детстве (и прочие) у взрослого имеют следующие проявления /4/:

      • депрессия как самый распространенный эффект перенесенного в детстве сексуального злоупотребления;
      • саморазрушительные тенденции, включая суицидальные мысли и попытки;
      • соматические нарушения и психические дисфункции (тревога, нервозность, расстройства в приеме пищи - анорексия и булимия);
      • чувство нарушения схемы тела;
      • ощущение, что вещи вокруг «нереальны»;
      • негативная самоконцепция (отчуждение, изоляция, низкие самооценка и самоуважение);
      • сложности в межличностных отношениях (трудности в общении с обоими полами, конфликты с родителями и собственными детьми, большие сложности в доверии к людям вообще);
      • повторные сексуальные преследования (женщины, которыми сексуально злоупотребили в детстве, более уязвимы к сексуальному супружескому и внебрачному сексуальному насилию);
      • сексуальные проблемы (взрослый, переживший сексуальное злоупотребление, не может позволить себе расслабиться и насладиться сексуальной активностью). Они избегают сексуальных отношений, подавляют сексуальные желания либо у них отсутствует оргазм /4/.

В совокупности последствия сексуального злоупотребления создают травматическую динамику, которая сказывается на способности ребенка общаться с миром /4/. D.Finkelhor и A.Browne предлагают модель травмы сексуального злоупотребления, которая содержит 4 компонента: травматическая сексуализация, предательство, бессилие и клеймо

бесчестия /4/.

Когда эти факторы сходятся вместе как результат сексуального злоупотребления, они изменяют когнитивную и эмоциональную ориентацию ребенка на мир. Травма искажает собственную концепцию ребенка, его представления о мире и эффективность его способностей. Эти последствия воздействуют на выживших - на взрослых и на детей /4/.

Травматическая сексуализация - это процесс, который характеризуется неправильным сексуальным развитием ребенка, пережившего сексуальное злоупотребление, и его межличностной дисфункцией /4/.

По мнению D.Finkelhor и A.Browne, это проявляется в изменении его привязанности и внимания, он научается использовать поведенческие стратегии для манипулирования другими, получения привилегий и даров /4/. Это происходит за счет фетишизации и искажения значимости определенных частей тела ребенка. Появляются неадекватные представления о сексуальном поведении и морали, которые передаются правонарушителем ребенку. Также пугающие ребенка воспоминания связываются в его сознании с сексуальной деятельностью. Сексуально травмированный ребенок научается неадекватному сексуальному поведению и, прежде всего, манипулированию гениталиями взрослого ради привязанности. Положительные эмоции, чувство любви и заботы связывается в сознании ребенка с сексуальностью /4/.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Адаптация личности к профессиональной деятельности
Исходя из определения психологии труда как науки о закономерностях становления и сохранения динамического равновесия в системе "субъект труда — профессиональная среда" [19], есть основание рассматривать профессиональную адаптаци ...

Виды мышления
Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней. Прежде всего, весьма различным может быть их познавательное значение. Так, очевидно, неравноценны в познавательном отношении элементарный мыслительный акт, ...

Ценностные ориентации подросткового возраста
Ценностная ориентация - это направленность личности на определенные ценности (материальные и духовные блага, качества человека и т. Д.), предпочтительное отношение к тем или иным из них. Большинство современных психологов признают классиф ...